Эволюция панорамного остекления: от французских окон до безрамных конструкций

Версаль, Хрустальный дворец, фабрика «Фагус», модернистские виллы и стеклянные небоскребы — история панорамного остекления от истоков до наших дней. Высокотехнологичные беспрецедентные решения от компании Ergohaus. 

 

Высокие окна в пол были изобретены во Франции — отсюда и их название. К XVII веку феодальные войны закончились и знать теперь строила не оборонительные крепости, а дворцы и замки, предназначенные для светских удовольствий и праздного времяпрепровождения. Их парадные залы оборудовались гигантскими окнами, через которые в помещения попадал отражающийся в зеркалах свет и воздух. Один из ярчайших примеров, дошедших до нас, — это, конечно же, Версальский дворец, построенный при короле-«солнце» Людовике XIV.

Версальский дворец, 1682

 

Вслед за Версалем мода на французские окна распространилась по всей Европе, и Россия не стала исключением. Эрмитаж, Петергоф, Царское село, Павловск, Кусково, Останкино, Архангельское — список можно продолжать. Во всех наших барочных и классицистических дворцах XVIII – начала XIX века были парадные залы с огромными окнами в пол.

Большой зал Екатерининского дворца в Царском селе, 1724

 

В середине XIX века был найден способ изготовления стеклянных листов относительно большой площади — 25Х124 см. Именно из таких модулей был сделан знаменитый «Хрустальный дворец» — Crystal Palace — представленный публике в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне архитектором Джозефом Пакстоном.  Это было огромное здание, почти полностью состоящее из стекла на чугунном каркасе. На сооружение пошло 84 тыс. квадратных метров стеклянных панелей. К сожалению, до наших дней дворец не сохранился.

«Хрустальный дворец», Лондон, 1851

 

Возможности панорамного остекления расширились в начале ХХ века после изобретения нового типа конструкции — каркасного основания здания, при котором внешние стены не обязательно были несущими. Это позволяло делать наружную отделку из стекла. Первое здание, построенное по такому принципу, со стеклянными фасадами по периметру, — фабрика Fagus, спроектированная архитектором Вальтером Гропиусом в 1911 году в германском Альфельде под Ганновером. Сегодня это сооружение входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фабрика Fagus, Вальтер Гропиус, Альфельд, 1911

 

1930-е – 1950-е годы — период, когда буквально по всему миру были спроектированы и построены различные виллы, ставшие иконами современной модернистской архитектуры. При всем разнообразии обликов большинство из них объединяет применение панорамного остекления. Среди наиболее знаменитых можно назвать виллу Savoy Ле Корбюзье (1930, Пуасси под Парижем, ленточное остекление), «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта (1936, в районе Питтсбурга), дом архитекторов Рэй и Чарльза Имз (Лос-Анджелес, 1949), «Стеклянный дом» Филиппа Джонсона (1949, Коннектикут), дом Farnsworth Людвига Мис ван дер Роэ (1951, Плано под Чикаго), Casa das Canoas Оскара Нимейера (1951, Рио-де-Жанейро).

Вилла Farnsworth, Людвиг Мис ван дер Роэ, Плано, 1951

 

Начиная с 1950-х годов в США и Европе строят небоскребы со сплошным остеклением. Одним из первых проектов такого здания стал Seagram, созданный Людвигом Мис ван дер Роэ и Филиппом Джонсоном в Нью-Йорке в 1952–1958 гг. Башня стала символом новой архитектуры. Структурные элементы постройки хорошо просматриваются сквозь прозрачные стены. С тех пор стеклянные небоскребы вошли в портфолио множества архитекторов и архитектурных бюро по всему миру.

На фото слева: небоскреб Seagram, Людвиг Мис ван дер Роэ и Филипп Джонсон, Нью-Йорк, 1958. На фото справа: небоскреб, «сплетенный» из стекла, Beiging Greenland Center, бюро SOM, Пекин, 2016.

 

В СССР небоскребы не строили, зато здесь повсеместно стали появляться знаменитые «стекляшки» — одно-двухэтажные строения с плоскими крышами и стеклянными стенами, в которых обычно располагались кафе и универсамы. Они были своего рода антагонистами монументальной тяжеловесности сталинских построек. Но современное российское градостроительство быстро компенсировало наше отставание в плане создания стеклянных небоскребов. Один из наиболее ярких примеров — уже ставший лендмарком столицы комплекс Москва-Сити.

Московский международный деловой центр «Москва-Сити», строительство продолжается.

 

В наши дни технологии ушли настолько далеко, что позволяют снабдить здание полностью стеклянными и при этом раздвижными стенами в любом климате — в том числе и в российском. Стало возможным создавать практически бесшовную стеклянную оболочку строения. Размеры одной створки при очень тонких профилях могут достигать 18 м² для глухих вариантов, и 12 м² — для раздвижных.  Такие размеры возможны без импостов, которые делят окно на части. Это дало полную свободу творчества архитекторам, позволяя им создавать уникальные объекты частного и общественного домостроения. Подобные решения «под ключ» предлагает российско-немецкая инжиниринговая компания Ergohaus, представляющая на нашем рынке ведущие европейские бренды по производству сложных светопрозрачных конструкций премиум-класса. Ergohaus отвечает не только за поставку таких конструкций, но и за создание проекта и последующий монтаж, гарантируя их высочайшее качество.

Дом в поселке «Миллениум Парк», арх. Александра Хелминская-Леонтьева.

 

Ergohaus полностью развенчивает миф о том, что большие оконные проемы не подходят для российского климата. Показатели энергоэффективности и теплоизоляции современных правильно спроектированных светопрозрачных конструкций очень высоки. Качественные алюминиевые и стальные профили с терморазрывом (термомостом) и специальное покрытие стекла на внутренней и внешней части создают по-настоящему теплые окна. Для уменьшения теплообмена камеры стеклопакетов заполняются аргоном. Большую роль в качестве конечного продукта играет и профессиональный монтаж, который обеспечивают специалисты Ergohaus, проходящие обучение на Европейских фабриках.

Дом в коттеджном поселке «Монтевиль», арх. Александр Жидков.

 

Ergohaus — партнер компании Keller из Люксембурга, разработчика знаменитой высокотехнологичной и уникальной по параметрам системы раздвижных окон KELLER minimal windows®, системы KELLER GLASSHOUSE®, а также окна премиум-сегмента KELLER Minimal Window® 4+ с высоким классом энергосбережения. Секрет разработанных Keller систем в том, что стекло исполняет в них несущую функцию, что позволяет делать створки высотой до 6 метров. Легкость открывания тяжелого окна обеспечивают сдвижные створки на роликах с уникальной технологией, разработанной фабрикой. 

Система раздвижных окон KELLER minimal windows®.

 

Система KELLER GLASSHOUSE®.

 

ERGOHAUS — российско-немецкая инжиниринговая компания, работающая на рынке светопрозрачных конструкций с 2006 года. Основной профиль — проектирование, поставка и монтаж светопрозрачных конструкций для фасадного остекления, изготовленных по индивидуальному заказу на ведущих фабриках Европы и России. Компания — официальный авторизованный представитель брендов Solarlux, Schuсo, Keller, Döpfner, HIRT, MHB. За 15 лет работы компанией было реализовано более 700 проектов. В списке сотрудничества Ergohaus — более 300 ведущих архитектурных бюро. Ergohaus гарантирует эксклюзивное качество конструкций и их монтажа. Ассортимент предлагаемых решений поистине разнообразен: это создание зимних садов, оранжерей, террас, панорамного и фасадного остекления, стеклянных крыш, ограждений и зенитных фонарей, оконных и дверных конструкций любой сложности. 

Обсуждение (0)

Комментировать